Страх плохих оценок: как с ним справляться, объясняет психолог

Что нужно делать нам — родителям, чтобы вырастить уверенного в себе ребенка, который не боится делать ошибки? О том, как снять страх плохих оценок, рассказывает психолог-консультант образовательного проекта «Перемена» Светлана Молодцова

Не подавляйте инициативу

Если ребенок боится плохих оценок, обратите внимание на то, как сами себя с ним ведете. Возможно, вы пресекаете порывы ребенка что-то сделать самостоятельно, боитесь, что он совершит ошибку, и постоянно говорите: «Ой! Упадешь!», «Не подходи!», «Не трогай!». Так и появляется страх совершить ошибку, который негативно влияет на учебу. Как это исправить? Верьте в своего ребенка. Хвалите его за любознательность, за трудолюбие, за терпение. Восхищайтесь своим ребенком, но не создавайте у него ошибочного представления, что без усилий можно добиться успеха.

Учите ребенка самого оценивать свой труд

Расскажите ребенку, по каким критериям он может оценить свою работу: будь это рисунок или домашнее задание по математике. Спросите: «Что ты сам думаешь? Как сам оцениваешь свой ответ? Почему ты так считаешь?».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Удержитесь от комментариев вроде: «Коля красиво пишет, а ты как курица лапой». В общении с ребенком избегайте прямых или косвенных негативных оценок его личности. Не говорите «это ты ленился», «ничего не понимаешь», «это глупо», «над тобой будут смеяться». А еще не используйте формулировок вроде: «старайся», «будь внимательнее», «делай лучше». Это неконкретные послания, которые воспринимаются как необязательные для выполнения. Пусть для вас станет табу обсуждать недостатки своего ребенка в разговоре со знакомыми. Сравнивайте ребенка с ним самим в прошлом, замечая его успехи. Хвалите его за интерес, инициативу, за приложенные старания. Ищите у своего ребенка сильные стороны и уделяйте внимание развитию его индивидуальных способностей. Принимать своего ребенка таким, какой он есть, — большая работа, но она того стоит.

Приучайте ребенка к самостоятельности

Например, ребенок уронил вазу. Можно сказать: «Какой ты невнимательный», — и убрать за него. Лучше настоять, чтобы ребенок сделал все сам. И в школе ребенок должен исправлять ошибки самостоятельно: переделать работу или выполнить пропущенные задания. Тогда у него будет опыт исправления и понимание, что легче с первого раза делать как можно лучше.

Следите за ситуацией в школе

В общении с учителями оставайтесь на стороне своего ребенка. Вы не должны настаивать на том, чтобы его проступки прощали: важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и уважение. Высокая успеваемость учащихся — это один из критериев оценки работы школы. Учителю важно, чтобы в его классе было как можно больше успевающих учеников. Поэтому часто отличников выделяют, а неуспевающих учеников ругают. В классе создается некомфортная обстановка, усиливающая конкуренцию между детьми. Спросите ребенка о том, как в его классе относятся к тем, кто учится не очень хорошо. Не делайте поспешных выводов, но и не игнорируйте переживания ребенка, ведь он не может противостоять всему классу и авторитету педагога. При необходимости поговорите с учителем. Как обсуждать с ребенком оценки? Спросите его: «Что для тебя означает плохая оценка? Что самое страшное может произойти?» Обсудите небольшие, конкретные шаги, которые можно сделать для решения проблемы.

Если не справляетесь — обратитесь к психологу

Возможно, вы сами очень хотите, чтобы ребенок лучше учился и переживаете, а ваши опасения передаются ребенку. Тогда честно признайтесь себе, что вы можете быть не объективны в оценке ситуации, и обратитесь за консультацией к психологу. Специалист имеет нейтральную позицию, и с его помощью вам будет легче помочь ребенку.

Вам может также понравиться...

Перейти к содержимому